Р. Столлман. Почему школы должны использовать только свободное ПО

Изображение пользователя Школяр.

автор: Richard Stallman
оригинал статьи: http://www.gnu.org/philosophy/schools.html
перевод: Vladimir Volkov



Есть веские причины тому, почему все пользователи компьютеров должны настаивать на свободном программном обеспечении. Свободное ПО дает пользователю свободу распоряжаться собственным компьютером, в то время как оснащенный проприетарным ПО компьютер делает то, что что хотят от него собственники этого ПО, а не то, что хотел бы пользователь. Свободное ПО так же дает пользователям свободу сотрудничать друг с другом, чтобы жить правильно. [Данный пассаж нуждается в пояснении. Как следует из других произведений Столлмана, а так же из философии свободного программного обеспечения, свободное и добровольное сотрудничество и взаимопомощь являются не одной из возможных приправ к правильной, честной жизни, а ее основой - прим. моё] Эти причины применимы как к школам, так и к любым другим учреждениям или людям.

Но есть особые причины, относящиеся именно к школам. О них и пойдет речь в этой статье.

Прежде всего, свободное ПО может сэкономить школам деньги. Даже в богатых странах, школам часто не хватает денег. Свободное ПО дает школам, как и любому другому человеку, свободу копировать и распространять программы, таким образом школа может сделать копии ПО для всех своих компьютеров. В бедных странах это может помочь решить проблему цифрового неравенства.

Эта очевидный довод, несмотря на важность, часто кажется несостоятельным. И производители проприетарного ПО ловко выходят из этого неприятного положения, преподнося копии ПО школам в подарок. (Смотрите в оба! — школа, которая примет это подношение, вероятно будет вынуждена платить за будущее обновление ПО.) Ну что ж, давайте обратим внимание на более глубокие причины.

Школа должна учить своих учеников жить так, чтобы это было полезно обществу в целом. Она должна пропагандировать использование свободного ПО так же, как она пропагандирует охрану окружающей среды. Если школы используют для обучения свободные программы, это значит, что затем студенты будут использовать эти программы после окончания учебы. Такое развитие событий должно помочь обществу избавиться от господства (и вымогательства) со стороны мегакорпораций. Эти корпорации дарят бесплатные экземпляры программ школам по тем же самым причинам, по которым табачные компании раздают бесплатные сигареты: чтобы сделать детей зависимыми (1). Но когда студенты закончат обучение, они уже не получат скидок от производителей проприетарного ПО.

Свободное ПО позволяет ученикам изучать, как работают программы. В юном возрасте некоторые ученики проявляют повышенную любознательность и хотят узнать все о том, как работает их компьютер, и его программное обеспечение. Это как раз тот возраст, когда люди, которым на роду написано стать хорошими программистами, должны изучать программирование. Для того, чтобы научиться хорошо писать программы, ученики должны прочесть кучу кода, и написать кучу кода. Им нужно читать и понимать, как работает реальная программа, которую люди используют в реальной жизни. Они бывают чрезвычайно заинтересованы, читая исходный код программы, которой они пользуются каждый день.

Проприетарное ПО отвергает эту жажду знаний, оно говорит: "Знания, которые вы хотите получить - это тайна, учиться запрещено!" Свободные же программы поощряют каждого к учебе. Сообщество свободного прораммного обеспечения, в свою очередь, отвергает "священнодействующие технологии", основанные на незнании большинства людей о том, как эти технологии работают. Мы поощряем учеников любого возраста и положения к чтению исходного кода и вмещению такого количества знаний, которое они могут и хотят вместить. Школы, которые используют свободные программы, дарят своим ученикам возможность быть успешными.

Следующая побудительная причина к использованию свободного ПО лежит на еще более глубоком уровне. Мы ожидаем от школ, что они будут учить школьников основным фактам и полезным навыкам, но основная работа школ состоит не в этом. Наиболее важная основная миссия школы - учить людей быть хорошими гражданами и соседями, чтобы сотрудничать с каждым, кто нуждается в их помощи. В сфере компьютерных технологий это означает - делиться своими программами. Начальные школы, прежде всего, должны говорить своим ученикам: "Раз вы получаете программы в школе, вы должны делиться ими с другими детьми." Безусловно, школа сама должна делать то, что она декларирует: все программы, установленные на школьных компьютерах, должны быть доступны ученикам для копирования, установки на домашний компьютер и распространения.

Обучение школьников использованию свободных программ, и влючение их в сообщество свободного программного обеспечения это практический урок гражданского поведения. Это так же куда более эффективная ролевая компьютерная игра, чем разного рода компьюторные имитаторы ролевого поведения (tycoons). Все уровни образования должны использовать свободное программное обеспечение.



1. Табачная компания RJ Reynolds была оштрафована на 15 миллионов долларов в 2002 году за бесплатную раздачу сигарет на мероприятиях, где присутствовали дети. См. http://www.bbc.co.uk/worldservice/sci_tech/features/health/tobaccotrial/usa.htm

Copyright 2003 Richard Stallman
Verbatim copying and distribution of this entire article are permitted without royalty in any medium provided this notice is preserved.

Эту статью многократно переводили.

Вот один из более ранних переводов: http://citkit.ru/articles/1043/
Цитата из этой статьи красуется на плакате и в листовке Школьного комплекта 2008 года.
А в общем, спасибо за напоминание об основах СПО :)

Изображение пользователя Школяр.

Вот тут:

http://www.linformatika.ru/content/spo - я сказал, что видел перевод статьи в интернете. Он мне не понравился, и я сделал свой. Он - лучше.