Апология Drupal’а или почему Drupal полезен для школ и ВУЗов

Изображение пользователя Школяр.

Автор: Владимир Волков


Немного романтики

Звучание слова «друпал» вызывает у русского человека самые неромантические ассоциации: с упавшим дубом, газующим мотоциклом, с плывущим ломом или падающим рублем, в общем, с чем-то совершенно лишенным нежности и полным рычания. А ведь на самом деле в переводе это «капля». Увы, с голландским языком, с которого переводится это слово, у русского человек столько же общего, сколько с немецким, и даже английское «рэйндроп» прозвучит для нашего уха приятнее. Полагаю, что люди, создававшие эту систему управления контентом (CMS, Content Managament System) наверняка являются программистами-романтиками, которые в детстве, как и я, заслушивались Полем Мориа («Все капли дождя твои») и засматривались мюзиклом «Поющие под дождем».

Скрытая мощь простоты

Установив Drupal, что само по себе достаточно простое дело, можно задумчиво потыкать по немногочисленным ссылкам первой страницы, подтверждая тем самым отечественный слоган «Нажми на кнопку – получишь результат». Обнаружив пункт меню Create Content (Создать материал), тыкаем в него, выбираем Page, тыкаем… Заполняем… Радуемся. Примерно 10 минут уходит на то, чтобы обнаружить меню администрирования и понять (это при плохом знании английского) как подключить созданную страницу к меню навигации. Радуемся еще сильнее. ЧЕ ТУТ ВАЩЕ ДЕЛАТЬ???
Полазив по меню администрирования, можно сделать вывод – все, о чем мы мечтали, но не решались рассказать друзьям и родным, наконец упало прямо в наш огород. Форум? – есть! Блоги? – да пожалуйста! Комментарии, новости, RSS, формы обратной связи, регистрация и управление пользователями, смена тем, ролевой доступ к содержимому, отчеты о том, кто куда и сколько раз заходил… уфф… и там много еще есть такого, так много, что мимо самой главной кнопки мы просто проходим, не заметив ее, а если и замечаем, то понять ее важность просто так, самостоятельно, без пинка от гуру, практически не можем.

Самая главная кнопка или систематизация и логика

Итак, мы попали в комнату, полную разноцветных кубиков. Мы сложили пирамидку, мы горды собой и своими беспредельными возможностями. Но обязательно ведь войдет какой-нибудь умник, и скажет – «эй, это же кубики Рубика, из них не пирамидки строить надо, тут надо поумнее…».
Так было у меня с Drupal’ом. Я построил сайт, и, как рассказывал выше, даже стал его наполнять контентом. И в какой-то момент решил показать его человеку, мнением которого я дорожу. Показал. Он похмыкал (я думаю, что похмыкал, поскольку мы вообще в разных городах находимся), и написал мне – «ты так ничего и не понял в друпале…».
- Че? Не пооооонял! Это кто тут не понял?! – примерно такая у меня была реакция, - ну, я же умный. Я думаю, что умный. Я так думал, и дальше собирался так думать. И вдруг – «ты не понял», это кому, а?
А гуру сказал – «разберись с таксономией, это же ядро друпаловской логики».
Я разобрался. Мне пришлось много и долго читать, на русском, на английском, попутно ругая последними словами всех, кто пишет книги, пособия и статьи по Drupal. Потому что в книжках как-то очень не ясно говорится о том, что таксономия и Drupal это не мухи и котлеты, а две важные вещи, одна из которых полностью построена на другой. Потому что фразу «Разберись с таксономией» надо прибить метровыми гвоздями на первой после установки странице, и вынести в эпиграф каждой главы в книге и каждой статьи по Drupal в Интернет. Потому что вся систематизация материалов на сайте, и подавляющая часть инструментов Drupa работают, опираясь на эту самую таксономию, то есть иерархическое разбиение материалов сайта на категории, и наличие логической или семантической связи между категориями.
Именно эта особенность Drupal’а, наличие в самом ядре системы механизма систематизации, и позволяет мне рекомендовать его к изучению в школе и ВУЗе. Возможность совершать элементарные логические построения и способность к систематизации это именно то, что совершенно отсутствует у выпускников школ, и слабо развито у выпускников ВУЗов (только не нападайте на меня, представители ВУЗов, в которых преподают формальную логику, и, возможно даже таксономию. Я не в ваш огород бросил этот камень). Польза от изучения Drupal будет несомненная.

Модульность или беспредельные возможности

Разобравшись с таксономией, вы наверняка зададитесь вопросом: «И вот она у меня есть, и что мне с ней теперь делать?». Делать можно много чего, даже штатными средствами Drupal. Но если вы хотите быстроты, простоты и чтобы это было красиво, то можно воспользоваться дополнительными модулями. Для этого нужно пойти на сайт Drupal.org, и обнаружить там порядка четырех тысяч дополнительных модулей, расширяющих, утончающих и украшающих работу вашего сайта. Я даже не знаю, что можно добавить. Если просто брать по 10 модулей в день, и разбираться с каждым, то это больше года развлечения. А ведь там есть такие модули, что с одним можно целый день провозиться.

Конструирование

А среди модулей есть один, особенный, который называется Content Construction Kit, или CCK, модуль построения контента. Разобравшись с этим модулем, и со всеми модулями, которые с ним так или иначе работают в связке, вы станете Сим-Салабимом начальной ступени. Поскольку теперь вы не будете уже зависить от небогатого выбора типов контента, которые предлагает вам Drupal по умолчанию, а станете создавать эти типы сами. Причем богатство ваших возможностей будет ограничено только пределами вашего воображения.

Программирование

Это для тех, кому 4000 модулей это мало. Для людей взыскательных, строгих и полных идей и потребностей, не удовлетворенных ни ядром Drupal, ни четырьмя тысячами модулей. Хорошая новость – модули можно писать самому. Для этого нужно знать PHP и JavaScript. Ну и разобраться с API Drupal’а.

Дизайн

А еще есть темы оформления сайта. И на сайте Drupal.org (как войдешь, сразу направо, прямо под модулями) их около пятисот. И их число постоянно растет. А оформление – от строго академического до буйно-геймерского, на любой вкус.

Заключение

Я наверняка чего-то не рассказал, что-то упустил, а чего-то просто не знаю. Это не от зловредности, а просто потому, что сам я только осваиваю Drupal, и не претендую на роль гуру. Но считаю полезным, совершая ошибки, рассказывать об этом, чтобы другие бледнолицые братья не наступали многократно на одни и те же, давно уже исхоженные грабли. Именно этому будет посвящен цикл статей о Drupal, и, по возможности, тому, как организовать Drupal, чтобы он был как можно более полезным для учебного заведения.